Предпосылки антропогенеза

Предполагается, что общие предки человекообразных обезьян и человека – это стадные узконосые обезьяны, жившие на деревьях в тропических лесах. Переход их к наземному образу жизни, вызванный похолоданием климата и вытеснением лесов степями, и привел их к прямохождению. Выпрямленное положение тела и перенос центра тяжести вызвали перестройку дугообразного позвоночного столба, свойственного всем четвероногим животным, на S-образный, что придало ему гибкость. Образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, грудная клетка стала шире и короче, челюстной аппарат легче и главное - передние конечности освободились от необходимости поддерживать тело, их движения стали более свободными и разнообразными, функции усложнились.

Именно переход от использования предметов к изготовлению орудий труда и есть рубеж между обезьяной и человеком. Эволюция руки шла путем естественного отбора мутаций, полезных для трудовой деятельности. Таким образом, рука стала не только органом труда, но и его продуктом. Первыми орудиями труда были здесь орудия охоты и рыболовства.

Наряду с растительной стала больше использоваться мясная пища, как пища с повышенной калорийностью. Приготовленная на огне пища уменьшила нагрузку на жевательный и пищеварительный аппараты, в связи с чем потерял свое значение и постепенно исчез в процессе отбора теменной гребень, к которому у обезьян прикрепляются жевательные мышцы, стал короче кишечник.

Наряду с прямохождением важнейшей предпосылкой антропогенеза явился стадный образ жизни, который по мере развития трудовой деятельности и необходимости обмениваться сигналами обусловил развитие членораздельной речи. Медленный отбор мутаций преобразовал неразвитую гортань и ротовой аппарат обезьян в органы речи человека. Первопричиной возникновения языка послужил общественно-трудовой процесс. Труд, а затем и членораздельная речь и стали теми факторами, которые контролировали генетически обусловленную эволюцию мозга и органов чувств человека. А это, в свою очередь, привело к усложнению самой трудовой деятельности.

Конкретные представления об окружающих предметах и явлениях обобщались в абстрактных понятиях, развивались мыслительные и речевые способности. Формировалась высшая нервная деятельность и развивалась членораздельная речь.

Таким образом, переход к прямохождению, стадный образ жизни, высокий уровень развития мозга и психики, использование предметов в качестве орудий для охоты и защиты и стали теми предпосылками очеловечивания, на основе которых стали развиваться и совершенствоваться трудовая деятельность, речь и мышление человека.

Статьи и публикации:

Азалия (Рододендрон)
В настоящее время термин «азалия» ботаники употребляют лишь для обозначения одного подрода в роде Rhododendron. Несмотря на это, в мировой садоводческой практике со времен К. Линнея сохранились оба названия: азалиями называют листопадные ...

Формирование биологии как комплексной науки и ее успехи в первой половине XIX в.
Углубление промышленной революции, начавшейся в XVIII в., оказало заметное влияние на социально-мировоззренческое состояние ряда стран Европы, что привело к повышению не только эффективности производства, но и обострению противоречий в об ...

Горизонтальная структура (сложение) фитоценозов. Микрогруппировка. Понятие о ценоячейке, фитогенном поле. Индекс напряженности фитогенного поля древесных видов. Типы (варианты) мозаичности. Характер
Регулярное распределение особей растений в пределах одной ценопопуляции – крайне редкое явление. Так же редко можно встретить и регулярное или случайное распределение ценопопуляций в фитоценозе. Все это приводит к тому, что горизонтальная ...

Разделы