Предпосылки антропогенеза

Предполагается, что общие предки человекообразных обезьян и человека – это стадные узконосые обезьяны, жившие на деревьях в тропических лесах. Переход их к наземному образу жизни, вызванный похолоданием климата и вытеснением лесов степями, и привел их к прямохождению. Выпрямленное положение тела и перенос центра тяжести вызвали перестройку дугообразного позвоночного столба, свойственного всем четвероногим животным, на S-образный, что придало ему гибкость. Образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, грудная клетка стала шире и короче, челюстной аппарат легче и главное - передние конечности освободились от необходимости поддерживать тело, их движения стали более свободными и разнообразными, функции усложнились.

Именно переход от использования предметов к изготовлению орудий труда и есть рубеж между обезьяной и человеком. Эволюция руки шла путем естественного отбора мутаций, полезных для трудовой деятельности. Таким образом, рука стала не только органом труда, но и его продуктом. Первыми орудиями труда были здесь орудия охоты и рыболовства.

Наряду с растительной стала больше использоваться мясная пища, как пища с повышенной калорийностью. Приготовленная на огне пища уменьшила нагрузку на жевательный и пищеварительный аппараты, в связи с чем потерял свое значение и постепенно исчез в процессе отбора теменной гребень, к которому у обезьян прикрепляются жевательные мышцы, стал короче кишечник.

Наряду с прямохождением важнейшей предпосылкой антропогенеза явился стадный образ жизни, который по мере развития трудовой деятельности и необходимости обмениваться сигналами обусловил развитие членораздельной речи. Медленный отбор мутаций преобразовал неразвитую гортань и ротовой аппарат обезьян в органы речи человека. Первопричиной возникновения языка послужил общественно-трудовой процесс. Труд, а затем и членораздельная речь и стали теми факторами, которые контролировали генетически обусловленную эволюцию мозга и органов чувств человека. А это, в свою очередь, привело к усложнению самой трудовой деятельности.

Конкретные представления об окружающих предметах и явлениях обобщались в абстрактных понятиях, развивались мыслительные и речевые способности. Формировалась высшая нервная деятельность и развивалась членораздельная речь.

Таким образом, переход к прямохождению, стадный образ жизни, высокий уровень развития мозга и психики, использование предметов в качестве орудий для охоты и защиты и стали теми предпосылками очеловечивания, на основе которых стали развиваться и совершенствоваться трудовая деятельность, речь и мышление человека.

Статьи и публикации:

Классификация и номенклатура ферментов и ферментных препаратов
По современной классификации все ферменты делятся на шесть основных классов по типу катализируемой реакции: 1) оксидоредуктазы; 2) трансферазы; 3) гидролазы; 4) лиазы; 5) изомеразы и 6) лигазы (синтетазы). Большинство промышленно важных ф ...

Основные положения хромосомной теории наследственности
· Гены локализованы в хромосомах. При этом различные хромосомы содержат неодинаковое число генов. Кроме того, набор генов каждой из негомологичных хромосом уникален. · Аллельные гены занимают одинаковые локусы в гомологичных хромосомах. ...

Вступление
Необходимое условие эволюционного развития − усложнение организации в одном направлении и упрощение в другом, т. е. сочетание в едином процессе прогрессивных и регрессивных явлений. Позвоночные объединены общностью морфофизиологичес ...

Разделы