Биология » Биосфера и место в ней человека » Человеческая деятельность и принцип экологической эквивалентности

Человеческая деятельность и принцип экологической эквивалентности
Страница 2

Устойчивое развитие общества все более сдерживается глобальными экологическими проблемами. К их числу относятся: демографический взрыв; сокращение пахотных угодий, голод; загрязнение окружающей среды, разрушение природных ландшафтов; энергетический кризис.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро проходила на уровне глав государств и правительств работа Конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая констатировала невозможность движения развивающихся стран по пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны. Признано, что эта модель ведет к катастрофе. В связи с этим провозглашена необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития (sustainable development). Заметим, что широко вошедшее в обиход понятие «устойчивое развитие» – весьма неточный перевод англоязычного термина sustain – поддерживать, подкреплять. Так что, скорее, sustainable development надо переводить как «поддерживающее или сбалансированное развитие».

Международной комиссией по окружающей среде и развитию в 1987 г. дано следующее определение: «Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Оно включает два ключевых понятия: 1) потребностей, в частности потребностей, необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного приоритета; 2) ограничений, обусловленных состоянием технологии и организацией общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности».

Ноосфера (от греч. noos - разум) - сфера разума, буквально «мыслящая оболочка». Термин введен в науку в конце 20-х годов нашего века. Однако до сих пор представления о ноосфере остаются крайне противоречивыми. Ноосферное учение признается, с одной стороны, как величайшее научное достижение, более того, как основной закон социальной экологии, с другой – как светлая, но зыбкая мечта об управляемой человеческим разумом окружающей среде или даже утопия.

Главным творцом ноосферной концепции стал В.И. Вернадский. Двадцатилетним студентом Санкт-Петербургского университета, работая над рефератом, он записывает мысль, ставшую впоследствии одной из ведущих в его научном поиске: «Человек настоящего времени представляет из себя геологическую силу; сила эта все возрастает и предела ее возрастания не видно». К ноосферным идеям Вернадский пришел, изучая эволюцию биосферы; однако самого термина «ноосфера» он еще не использовал.

Ключевые положения концепции В. И. Вернадского: а)человечество – великая геологическая сила; б)эта сила есть разум и воля человека как существа социально организованного; в)лик планеты изменен человеком настолько глубоко, что оказался затронутым ее биогеохимический метаболизм; г)человечество эволюционирует в сторону обособления от остальной биосферы.

Изложенные идеи тогда же в Париже были горячо восприняты французскими коллегами – математиком, философом Е. Леруа и геологом, палеоантропологом, теологом П. Тейяром де Шарденом. Для обозначения «очеловеченной биосферы» ими был предложен термин «ноосфера», впервые появившийся в печати в 1925-1927 гг. В.И. Вернадский принял и поддержал его, стал широко использовать в своих последующих трудах. В 1937-1938 гг. он работает над философским и научно-историческим введением к «главной книге жизни» о химическом строении биосферы. Введение вылилось в самостоятельную фундаментальную монографию «Научная мысль как планетное явление».

В названной, итоговой для В. И. Вернадского, работе ноосфера чаще всего определяется как «царство разума». Характерны краткие высказывания типа: «Царство разума» коренным образом меняет облик и строение биосферы, превращая ее в ноосферу»; «Царство разума – это не только научная мысль, но и .все духовные проявления личности человека .», в том числе « .в области религиозной, художественной и философской .», а также « .мир художественных построений . например, в музыке или зодчестве .».

Страницы: 1 2 3

Статьи и публикации:

Обратимые (цикличные) изменения фитоценозов: суточные, сезонные. Классификация фитоценозов по продуктивности
В растительном сообществе можно выделить следующие типы изменений (Александрова, 1964): 1) суточные, 2) сезонные, 3) погодичные или разногодичные (флюктуационные), 4) возрастные, 5) изменения, определяемые процессами возобновления, 6) изм ...

Сахарный тростник
Сгущенный сок сахарного тростника - сакару - в Индии пили еще 5 тыс. лет назад. В IV в. до н.э. один из полководцев Александра Македонского писал: " В Индии есть тростник, который без пчел дает мед". А в начале нашей эры путешес ...

Определение и функции цветка
Цветок - специальный орган размножения, характерный для цветковых растений. Он состоит из осевой части - цветоложа - и боковых придатков - околоцветника, тычинок, пестиков. Околоцветник выполняет вспомогательные функции в размножении, сл ...

Разделы