Биология » Основные понятия анатомии и физиологии человека » Структурно-функциональная организация и возрастные особенности коры головного мозга

Структурно-функциональная организация и возрастные особенности коры головного мозга

Передний мозг — самый крупный и развитый отдел головного мозга. Он представлен большими полушариями и мозолистым телом.

Кора больших полушарий головного мозга

— структура головного мозга, слой серого вещества толщиной 1,3—4,5 мм, расположенный по периферии полушарий большого мозга, и покрывающий их.

Кора больших полушарий имеет извилины и борозды, которые значительно увеличивают ее поверхность. Три самые глубокие борозды делят каждое полушарие на четыре доли: лобную, теменную, височную и затылочную. Клетки коры трех разных видов и функций размещены неравномерно в разных ее участках, благодаря чему образуются так называемые зоны (поля) коры.

· Лобная доля – двигательная зона (регуляция произвольных мышечных движений);

· Затылочная – находится зрительная зона (воспринимает и анализирует зрительные раздражения);

· Височная – находится слуховая зона, обонятельная и вкусовая (воспринимает и анализирует слуховые и др. раздражения);

· Теменная доля – температура, давление (воспринимает и анализирует кожно-мышечные раздражения).

Самые глубокие борозды – центральные – отделяют лобные доли от теменных и боковые, которые ограничивают височные доли от стальных. В кору больших полушарий головного мозга поступает информация от большого количества разнообразных рецепторов, способных улавливать самые незначительные изменения во внешней и внутренней среде.

Левое полушарие – имеет более тонкое нейронное строение, большее богатство взаимосвязей нейронов, лучшие условия кровоснабжения. Специализировано на тонком сенсорномоторном контроле за движениями рук. Отвечает за регуляцию речевой деятельности, устной речи, письма, счета и логического мышления. Характерны аналитические процессы, последовательная обработка информации.

Правое полушарие – участвует в распознавании зрительных, музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве.

В коре замыкаются условно-рефлекторные связи, поэтому она является органом приобретения и накопления жизненного опыта и приспособления организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Таким образом, кора больших полушарий переднего мозга — это высший отдел ЦНС, регулирующий и координирующий работу всех органов. Он является также материальной основой психической деятельности человека.

Возрастные особенности:

Созревание коры больших полушарий — формирование нейронной организации коры больших полушарий в процессе развития ребенка. В развитии К. б. п. в онтогенезе выделяются два процесса — рост коры и дифференцировка ее нервных элементов. Наиболее интенсивный рост ширины коры и ее слоев происходит на первом году жизни, постепенно замедляясь и прекращаясь к в разные сроки — к 3 годам в проекционных, к 7 годам в ассоциативных областях. Рост коры происходит за счет расширения межнейронального пространства (разрежение клеток) и в результате увеличения волокнистого компонента — роста и разветвлений дендритов и аксонов — и развития клеток глии, осуществляющей метаболическое обеспечение развивающихся нервных клеток, которые увеличиваются в размерах. Процесс дифференцировки нейронов, начинаясь также в раннем постнатальном онтогенезе, продолжается в течение длительного периода индивидуального развития, подчиняясь как генетическому фактору, так и внешнесредовым воздействиям.

Статьи и публикации:

Половое размножение. Сперматогенез и овогенез
Половое размножение встречается как у одноклеточных, так и у многоклеточных растений и животных. Как отмечено в главах II и III, половое размножение у бактерий осуществляется путем конъюгации, служащей аналогом полового процесса и являющ ...

Дигибридное и полигибридное скрещивание
Моногибридное скрещивание легко может быть получено в опыте. Однако в природных условиях скрещивание обычно происходит между особями, различающимися по многим признакам. Каковы же в этих более сложных случаях закономерности наследования? ...

О картинах мира
Последний, четвертый раздел нашего интегративного курса посвятим изучению современной научной картины мира, знание которой очень важно для выработки научного миропонимания. Человеку всегда было свойственно описывать окружающий мир, изуча ...

Разделы