Биология » Основные понятия анатомии и физиологии человека » Динамический стереотип, механизм его образования и возрастные особенности

Динамический стереотип, механизм его образования и возрастные особенности

Динамический стереотип– это система условных и безусловных рефлексов, представляющая собою единый функциональный комплекс. Иначе говоря, динамический стереотип – это относительно устойчивая и продолжительная система временных связей, образующаяся в коре мозга в ответ на осуществление одних и тех же видов деятельности в одно и то же время, в одной и той же последовательности изо дня в день. Физиологическую основу формирования начального этапа динамического стереотипа составляют условные рефлексы на время. Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры и т.д., то у ребенка вырабатывается рефлекс на время. Последовательная повторяемость этих действий формирует у ребенка динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.

Упрочение динамического стереотипа является физиологической основой склонностей человека, получивших в психологии обозначение привычек. Привычки приобретаются человеком различно, но, как правило, без достаточных побуждений и часто совершенно стихийно.

С физиологической точки зрения навыки представляют собой динамические стереотипы, иными словами, цепи условных рефлексов. Динамический стереотип человека включает не только большое количество разнообразных двигательных навыков и привычек, но и привычный образ мыслей, убеждений, представлений об окружающих событиях.

Выработка стереотипа – это пример сложной синтезирующей деят-ти коры. Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деят-ти, многие действия при этом становятся автоматическими.

Стереотипы сохр-ся долгие годы и составляют основу человеческого поведения. Стереотипы очень трудно поддаются переделке. Трудность переделки стереотипов заставляет обращать особой внимание на правильность приемов воспитания и обучения детей с 1х лет жизни.

Статьи и публикации:

Физико-химическая и гидрологическая характеристика источника водоснабжения
Река Сок - одна из крупных рек Самарской области. Её длина около 375 км, общая площадь водосбора - 11870 кв. км. Своё начало Сок берёт в отрогах Южного Урала. Долина реки развитая, ширина от 1,6 до 10 км. Пойма широкая, покрыта луговой и ...

Биологическое значение мембранной организации ферментов
Изучение роли мембранной организации белков непосредственно в живом организме затруднено из-за сложной организации живой материи и одновременного протекания множества взаимосвязанных процессов. Однако, возможность проведения мутации генов ...

Назвать группы экологических факторов и привести примеры. В чем состоит особенность деятельности человека как экологического фактора
Элементы окружающей среды, оказывающие влияние на живые организмы, называются экологическими факторами. Они подразделяются: 1. Абиотический; 2. Биотический; 3. Антропогенный. К числу абиотических факторов относятся элементы неживой пр ...

Разделы