Биология » Основные понятия анатомии и физиологии человека » Торможение условных рефлексов. Значение условного торможения для обучения и воспитания

Торможение условных рефлексов. Значение условного торможения для обучения и воспитания

Торможение, в физиологии — активный нервный процесс, вызываемый возбуждением и проявляющийся в угнетении или предупреждении др. волны возбуждения. Обеспечивает (вместе с возбуждением) нормальную деятельность всех органов и организма в целом. Имеет охранительное значение (в первую очередь для нервных клеток коры головного мозга), защищая нервную систему от перевозбуждения. TTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTT

Торможение (наряду с возбуждением) является одним из важнейших механизмов координации работы нервной системы и других органов. С помощью торможения выключаются одни нервные центры и усиливается работа других. Наконец, благодаря торможению организуется согласованная деятельность целых отделов мозга. Различные виды условного и безусловного торможения лежат в основе формирования и воспитания различных поведенческих навыков. Наряду с условными рефлексами они обеспечивают адаптацию организма к меняющимся условиям окружающей среды.

Виды торможения условных рефлексов

Безусловное торможение (

это врожденная форма торможения, она присуща всем особям данного вида; не нужно время для его возникновения; он может развиваться в любом отделе центральной нервной системы)

может быть:

1. внешнее торможение:Механизм: дополнительный внешний раздражитель вызывает новый очаг возбуждения в коре головного мозга, который является доминантным. Значение: переключение внимания с одного раздражителя на другой;

2. запредельное торможение:Механизм: условный рефлекс резко увеличивает силу и превышает порог работоспособности нейронов коры головного мозга. Как следствие в мозговом отделе анализатора возникает запредельное торможение. Значение: предохраняет нейроны коры головного мозга от истощения.

Условное торможение- осуществляется по принципу условного рефлекса.

Особенности:

1. это индивидуальная, приобретенная в течении жизни реакция организма;

2. требует определенных условий, для осуществления его надо вырабатывать;

3. развивается в нейронах коры головного мозга.

Условное торможение возникает при неподкреплении условного сигнала. В коре головного мозга перестает осуществляться временная рефлекторная связь.

Значение торможения условного рефлекса:

1. отношение организма с окружающей средой становится более совершенными;

2. осуществляется более детальный анализ и синтез информации.

3. позволяет избежать существования множества биологически нецелесообразных реакций в условиях изменяющейся окружающей среды, играет существенную роль в процессах обучения, способствует оптимальному, а не избыточному проявлению условных рефлексов, экономит силы организма.

Статьи и публикации:

Темпы весового роста
Весовые показатели особей в улове составили от 5,4 г (сеголетки) до 325 г (шестилетки). Средний вес сеголеток составил 6,2 г, двухлеток – 38,2 г, трёхлеток – 84,5 г, четырёхлеток – 142,8 г, пятилеток – 222,8 г, шестилеток – 312,5 г (табл ...

Концепция вида
Практические стандарты вида (по Завадскому): 1) Морфологический монотипический стандарт (чистота «типа», т. е. отсутствие подразделений (varietas и пр.) и неделимость). Им пользовались на заре систематики, а впоследствии «дробители», жор ...

Критические стадии и этапы развития осетровых рыб
У весенне-нерестующих рыб непосредственно сразу после оплодотворения следует период высокой чувствительности, со стадии 16-32 бластомеров чувствительность несколько падает и вновь повышается перед началом гаструляции. Гаструляция проходит ...

Разделы