Биология » Современное научное знание » Современные модели развития науки

Современные модели развития науки
Страница 2

Так, все тот же И. Ньютон вначале разработал свою программу для планетарной системы, состоящей всего их двух элементов: точечного центра (Солнца) и единственной точечной планеты (Земли). Но такая модель противоречила третьему закону динамики и потому была заменена Ньютоном на модель, в которой и Солнце, и планеты вращались вокруг общего центра притяжения. Затем были последовательно разработаны модели, в которых учитывалось большее число планет, но игнорировались межпланетные силы притяжения; потом Солнце и планеты предстали уже не точечными массами, а массивными сферами; и наконец, была начата работа над моделью, учитывающей межпланетные силы и возмущения орбит. TTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTT

Важно отметить, что эта последовательная смена моделей мотивировалась вовсе не аномальными наблюдаемыми фактами, а теоретическими и математическими затруднениями самой программы. Именно их разрешение и составляет суть "позитивной эвристики", по И. Лакатосу. Благодаря ей ученые, работающие внутри какой-либо исследовательской программы, могут долгое время игнорировать критику и противоречащие программе факты: они вправе ожидать, что решение конструктивных задач, определяемых "позитивной эвристикой", приведет, в конечном счете, к объяснению ныне непонятных или "непокорных" фактов. Это придает устойчивость развитию науки.

В результате получается, что главным источником развития науки выступает конкуренция исследовательских программ, каждая из которых имеет в свою очередь внутреннюю стратегию развития (позитивную эвристику). Этот "двойной счет" развития науки и обусловливает картину непрерывного роста научного знания.

Концепции Т. Куна и И. Лакатоса оказались в итоге самыми влиятельными реконструкциями логики развития науки во второй половине XX в. Существует, конечно, и множество других, менее известных концепций. Но как бы они ни отличались друг от друга, все концепции так или иначе вынуждены опираться на некие узловые, этапные моменты истории науки, которые принято называть научными революциями.

Страницы: 1 2 

Статьи и публикации:

Происхождение и систематика
Рис относится к роду Oryza, объединяющему 28 видов, из них только 2 введено в культуру. Oryza glaberrima Steud. - рис африканский (культурный, голый), происходит из Западной Африки, возделывают в основном в Гвинее и других странах вдоль ...

Этапы становления и развития Г. как науки
1. Предистория (допарадигмальный период). В этот период Г. была частью ботанической географии, не имела своего понятийного аппарата, четко поставленных задач. Этот период уходит своими корнями в 16 век и продолжался вплоть до 1910 г., ко ...

Адсорбция ПАВ на гидрофобных поверхностях. Ионные ПАВ
На рис.1 показаны кривые адсорбции гомологов жирных кислот на угле из водных растворов. Адсорбция увеличивается по мере роста КПУ ПАВ. Рис.1. Адсорбция жирных кислот на угле из водных растворов На рис.2, приводит к повышению адсорбции ...

Разделы