Заключение

Познание не ограничивается сферой науки, знание в той или иной форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания. Полное отделение науки от ненауки не завершено до сих пор.

Существуют несколько форм общественного сознания: наука, философия, мифология, политика, религия и некоторые другие. Каждой из них соответствуют специфические формы знания. Различают формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет сложную, троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теории и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость.

В целом выделяют следующие характерные черты науки.

1) Универсальность - сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.

2) Фрагментарность - изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины.

3) Общезначимость - получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки - однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.

4) Обезличенность - ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

5) Систематичность - наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

6) Незавершенность - хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать.

7) Преемственность - новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.

8) Критичность - готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие результаты.

9) Достоверность - научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным требованиям.

10) Внеморальность - научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению.

11) Рациональность - получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.

12) Чувственность - научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

[1] Большая Советская Энциклопедия - М.: Советская энциклопедия, 1970, с. 265.

Статьи и публикации:

Движущие факторы микроэволюции
Элементарные эволюционные факторы – это стохастические (вероятностные) процессы, протекающие в популяциях, которые служат источниками первичной внутрипопуляционной изменчивости. Мутационный процесс, рекомбинации и давление мутаций обеспе ...

Методики тепловизионного исследования
Колебания температуры кожи зависят от ряда факторов. К ним относятся: сосудистые реакции, скорость кровотока, наличие локальных или общих источников тепла внутри тела, регуляция теплообмена одеждой, испарением. Кроме того, возможны погреш ...

Пресмыкающиеся
Строение тела. Тело подразделяется на голову, шею, туловище и хвост. Части конечностей те же, что и у лягушки, но пятипалые, без перепонок, с когтями на концах пальцев. Покров. Кожа сухая, с роговыми чешуйками, которая сбрасывается по мер ...

Разделы