Познание не ограничивается сферой науки, знание в той или иной форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания. Полное отделение науки от ненауки не завершено до сих пор.
Существуют несколько форм общественного сознания: наука, философия, мифология, политика, религия и некоторые другие. Каждой из них соответствуют специфические формы знания. Различают формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет сложную, троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теории и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость. TTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTT
В целом выделяют следующие характерные черты науки.
1) Универсальность - сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.
2) Фрагментарность - изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины.
3) Общезначимость - получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки - однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.
4) Обезличенность - ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.
5) Систематичность - наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.
6) Незавершенность - хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать.
7) Преемственность - новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.
8) Критичность - готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие результаты.
9) Достоверность - научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным требованиям.
10) Внеморальность - научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению.
11) Рациональность - получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.
12) Чувственность - научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.
[1] Большая Советская Энциклопедия - М.: Советская энциклопедия, 1970, с. 265.
Статьи и публикации:
Модификационная изменчивость
Модификационная изменчивость не вызывает изменений генотипа, она связана с реакцией данного, одного и того же генотипа на изменение внешней среды: в оптимальных условиях выявляется максимум возможностей, присущих данному генотипу. Так, пр ...
Демографические характеристики популяций малой лесной мыши
Для малой лесной мыши как самого многочисленного вида, мы проанализировали демографические характеристики популяций (табл. 4 П). В популяции сада ДЭБЦ в летние месяцы наблюдали преобладание численности самок над самцами (1:0,8), в осенние ...
Органы пищеварения
К органам пищеварения относятся полость рта, глотка, пищевод, желудок, тонкая кишка и толстая кишка.
Форма и структура органов пищеварения приспособлены к приему и переработке пищи, всасыванию питательных веществ, продвижению пищевых ...