Биология » Основные понятия анатомии и физиологии человека » Частные типы ВНД и функциональная асимметрия мозга

Частные типы ВНД и функциональная асимметрия мозга

По выраженности сигнальных систем выделяют 4 типа:

1. художественный- преобладает 1 сигнальная система - эмоциональны, с конкретным мышлением;

2. мыслительный- преобладает 2 сигнальная система - абстрактное мышление;

3. уравновешенный

- 1 сигнальная система примерно равна 2 сигнальной системе; TTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTT

4. гениальный

- одинакова и значительно выражены обе сигнальные системы.

Классификация типов ВНД по Красногорскому

· подкорковый (маленькая контролирующая функция коры) быстрое овладение речью;

· центральный – нелегкое овладение речью;

· корковый (избыточна контрольная функция коры);

Классификация Иванова-Смоленского6

· мнемовозбудимый тип – не тренированы тормозные процессы;

· мнемотормозный тип (жесткое воспитание);

· мнемозный (чрезмерная забота).

Дело в том, что у человека существует - и это давно установлено - функциональная асимметрия мозга. Ответственность за разные виды деятельности поделена между полушариями мозга. Правый мозг оперирует образами, “заведует” ориентацией в пространстве, различением музыкальных тонов и мелодий, распознает сходство и различие сложных систем, продуцирует сновидения. Левый мозг оперирует словесно-знаковой информацией, чтением текстов, выстраивает продукты своей работы в строгие и точные конструкции. У большинства людей в результате определенной системы учебы, тренировки, всей жизни резко доминирует одно полушарие (левое).

В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.

Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое — на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.

В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется — происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.

На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, И только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции.

В процессе обучения асимметрия усиливается: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие — в образных.

Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении.

Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами.

Ряд исследований показал, что имеются различия функций полушарий мозга в цветоощущении: полушария головного мозга асимметричны в восприятии и обозначении цветов.

Правое обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощью простых высокочастотных названий (синий, красный). Здесь характерны минимальные латентные периоды названия и точное соответствие названий физическим характеристикам основных цветов. В целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом и сложным цветным образом предметного мира.

Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. При угнетении левого полушария из лексикона исчезают такие названия цветов, как оранжевый, терракотовый, вишневый, цвет морской волны.

В речемыслительной деятельности комплементарность проявляется в том, что каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:

Статьи и публикации:

Пищеварение в желудке. Функции и строение желудка. Железы желудка. Методы изучения секреторной функции желудка
В желудок поступает значительный объем пищи. Там она находится от 5-6 до 10 часов. Срок пребывания зависит от рода пищи: богатая белками, особенно растительными, пища задерживается в желудке дольше, чем углеводная. Еще более длительно ост ...

Донаучные представления о происхождении жизни
В античное время и в средние века уровень знаний по биологии был очень низким. Серьезные выводы делались на основании поверхностных и недостоверных наблюдений. Широким признанием и распространением пользовалось учение о зарождении живых с ...

Эмбриональный период развития
Эмбриональный период развития осетровых рыб состоит из 5 этапов и 36 стадий. I этап – оводнение икринки и появление бластодиска (1-3 ст.). II этап – дробление бластодиска до бластулы (4-12 ст.). III этап – образование зародышевых ...

Разделы