Биология » Основные понятия анатомии и физиологии человека » Адаптация. Социальная и биологическая адаптация. Возрастные особенности адаптации и факторы, способствующие адаптации детского организма

Адаптация. Социальная и биологическая адаптация. Возрастные особенности адаптации и факторы, способствующие адаптации детского организма

Адаптация

- в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. А. человека имеет два аспекта: биологический и психологический (социальный).

Социальная адаптация- процесс приспособления, освоения, как правило активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды.

Биологическая

адаптация

- приспособление организма к условиям окружающей среды (температура, атмосферное давление, влажность, освещенность и пр.).

Существует три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;

б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения.

Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации).

Первая группа - это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Вторая группа - это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

Третья группа - это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях.

Наиболее активно из всех видов адаптации проявляется социальная адаптация, ее главной особенностью является сближение целей и ценностных ориентаций группы, и входящего в нее человека, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. Адаптация происходит строго в рамках социума, в котором находится человек и предусматривает все нюансы, как для отдельного человека, так и для группы, вне зависимости от ее количества, так как именно социум и является контролирующей и корректирующей совокупностью для человека. Так как практически даже выходя на улицу, мы должны общаться со всеми кто нас окружает.

Факторы, определяющие, насколько легко пройдет адаптационный период:

1. Состояние здоровья и уровень развития.

2. Возраст. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому (родители и др.).

3. Степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности.

4. Индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности.

Статьи и публикации:

Изменения сердечно-сосудистой системы у спортсменов
Сердечно-сосудистая система своими функциями обеспечивает двигательную деятельность человека. При усиленной и длительной мышечной работе предъявляются повышенные требования к дея­тельности сердца, что приводит к некоторым морфологическим ...

Небные миндалины
У человека небные миндалины размещены между поднебными дужками возле входа в полость глотки и вместе с глотковыми и языковыми миндалинами образуют кольцо Пирогова - Вальдеера. Внешне они покрыты капсулой, а их оральная поверхность - слизи ...

Эмбриональный период развития
Эмбриональный период развития осетровых рыб состоит из 5 этапов и 36 стадий. I этап – оводнение икринки и появление бластодиска (1-3 ст.). II этап – дробление бластодиска до бластулы (4-12 ст.). III этап – образование зародышевых ...

Разделы