Биология » Основные понятия анатомии и физиологии человека » Адаптация. Социальная и биологическая адаптация. Возрастные особенности адаптации и факторы, способствующие адаптации детского организма

Адаптация. Социальная и биологическая адаптация. Возрастные особенности адаптации и факторы, способствующие адаптации детского организма

Адаптация

- в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. А. человека имеет два аспекта: биологический и психологический (социальный).

Социальная адаптация- процесс приспособления, освоения, как правило активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды.

Биологическая

адаптация

- приспособление организма к условиям окружающей среды (температура, атмосферное давление, влажность, освещенность и пр.).

Существует три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;

б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения.

Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации).

Первая группа - это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Вторая группа - это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

Третья группа - это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях.

Наиболее активно из всех видов адаптации проявляется социальная адаптация, ее главной особенностью является сближение целей и ценностных ориентаций группы, и входящего в нее человека, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. Адаптация происходит строго в рамках социума, в котором находится человек и предусматривает все нюансы, как для отдельного человека, так и для группы, вне зависимости от ее количества, так как именно социум и является контролирующей и корректирующей совокупностью для человека. Так как практически даже выходя на улицу, мы должны общаться со всеми кто нас окружает.

Факторы, определяющие, насколько легко пройдет адаптационный период:

1. Состояние здоровья и уровень развития.

2. Возраст. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому (родители и др.).

3. Степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности.

4. Индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности.

Статьи и публикации:

Аллелопатия как форма транабиотических взаимоотношений растений: определение, классификация аллелопатических в-в., типология и механизмы действия колинов, критерии доказательства наличия явления алл
Аллеопатия – взаимоотношения м/у растениями, в которых ведущую роль играют специфически действующие продукты обмена веществ. К этим явлениям относится влияние растений друг на друга через вырабатываемые ими выделения. Ве-ва выделяемые на ...

Адгезионные соединения между клеткой и матриксом
Контакт образуется на небольшом по площади участке. В месте контакта в цитомембрану встроены трансмембранные белки α- и β-интегрины, которые соединяются с элементами межклеточного матрикса. Со стороны цитоплазмы к интегринам пр ...

Классическая классификация боли
Боль можно классифицировать следующим образом: 1. Ноцигеная. 2. Нейрогенная. 3. Психогенная. Ноцигеная боль. Когда при раздражении кожных ноцицепторов, ноцицепторов глубоких тканей или внутренних органов тела, возникающие импульсы, сл ...

Разделы