Жизнь после смерти
Страница 9

Психологи и психиатры обычно рассматривали концепции существования сознания после смерти и посмертного путешествия души как продукт примитивного, магического способа мышления или как реакцию на страх перед смертью и конечностью бытия. До недавнего времени предположения о том, что описания посмертных переживаний души могут отражать эмпирическую реальность, мало кто принимал всерьез. Точно так же сообщения шаманов о путешествиях в иные миры, храмовые мистерии и посвятительные обряды «групповое внушение» и «коллективная психопатология». Не только критики религии, но и духовенство и теологи относились к описаниям рая, ада и посмертного пути души как к сведениям исторического и географического характера, а не как к картографии необычных состояний сознания, потому что такая интерпретация казалась несовместимой с научным мировоззрением. Однако в последних современных исследованиях сознания получены данные, говорящие о том, что суждения западной науки о древних и восточных системах мышления и духовной практике несостоятельны.

В период быстрого развития материалистической науки древние верования и концепции эзотерических религий считались наивными и абсурдными.

Только теперь мы снова видим, что мифологии и концепции Бога, рая и ада имеют отношение не к физическим сущностям – событиям, происходящим в определенное время в определенной географической точке, а к психическим реалиям измененного состояния сознания. Эти реалии являются неотъемлемой частью человеческой природы и не могут быть подавлены и отвергаться без серьезного ущерба для качества жизни человека. Для полного осмысления природы человека необходимо признать их существование и изучать их. Руководством в этом исследовании могут служить традиционные представления о загробной жизни.

В настоящее время существуют яркие клинические свидетельства в пользу положений религии и мифологии о том, что биологическая смерть – это начало существования сознания в новой форме. «Карты» начальных стадий этого существования, содержащиеся в мифологической литературе, оказались необычайно точными. Как бы то ни было, эта древняя мудрость имеет другое непосредственное и поддающееся проверке значение – ее отношение к жизни.

Столкновение со смертью в ритуальном контексте или вызванное эмоциональным или физическим кризисом может в обоих случаях погасить страх смерти и привести к трансформации, то есть к более просвещенному и приносящему удовлетворение образу жизни.

Состояние духовного кризиса у шизофреников, когда в них включается элементы процесса «смерть - повторное рождение», могут при правильном их понимании стать уникальным моментом духовного роста и созидания. Сходным образом опыт смерти и возрождения, вызываемый применением психоделических препаратов, может в некоторых случаях радикально изменить отношение человека к смерти и умиранию, облегчить боль и страдания, привести к духовному прозрению.

Тибетская религиозно-философская традиция усиленно подчеркивает необходимость учиться и готовиться в жизни, чтобы в будущем суметь отличить чистый свет истины от иллюзорных состояний непросвещенного сознания и чтобы смятение, сопутствующее смерти, не помешало сделать правильный выбор. По этой и многим другим традициям человек должен прожить жизнь, постоянно отдавая себе отчет в своей смертности, а его цель и победа в жизнь – сознательная смерть. Такое понимание взаимоотношения жизни и смерти может помочь разрушить негативное отношение к вере в посмертное существование, которое до недавнего времени держало Запад в тесных объятиях.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Статьи и публикации:

Проблема морофологии
Вероятно, мне следует пояснить, — добавил барсук, нервно опуская свои бумаги и глядя поверх них на бородавку, — что все зародыши выглядят в общем одинаково. Зародыш - это то, что вы есть прежде, чем вы родитесь на свет. И станете ли вы в ...

Наследование, сцепленное с полом
Принадлежность к определенному полу — важная особенность фенотипа особи. При изучении строения хромосом половых и соматических клеток животных и человека было установлено, что организмы разных полов различаются по набору хромосом. В сомат ...

Размножение и развитие
Половой зрелости окуни достигают рано: самцы – в 1-2 года, самки – в 3года и позже. Самцы становятся половозрелыми примерно на год раньше самок (Москул Г.А., Москул Н.Г., 2007). Время нереста окуня различно, смотря по широте местности. В ...

Разделы