Психологи и психиатры обычно рассматривали концепции существования сознания после смерти и посмертного путешествия души как продукт примитивного, магического способа мышления или как реакцию на страх перед смертью и конечностью бытия. До недавнего времени предположения о том, что описания посмертных переживаний души могут отражать эмпирическую реальность, мало кто принимал всерьез. Точно так же сообщения шаманов о путешествиях в иные миры, храмовые мистерии и посвятительные обряды «групповое внушение» и «коллективная психопатология». Не только критики религии, но и духовенство и теологи относились к описаниям рая, ада и посмертного пути души как к сведениям исторического и географического характера, а не как к картографии необычных состояний сознания, потому что такая интерпретация казалась несовместимой с научным мировоззрением. Однако в последних современных исследованиях сознания получены данные, говорящие о том, что суждения западной науки о древних и восточных системах мышления и духовной практике несостоятельны. TTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTT
В период быстрого развития материалистической науки древние верования и концепции эзотерических религий считались наивными и абсурдными.
Только теперь мы снова видим, что мифологии и концепции Бога, рая и ада имеют отношение не к физическим сущностям – событиям, происходящим в определенное время в определенной географической точке, а к психическим реалиям измененного состояния сознания. Эти реалии являются неотъемлемой частью человеческой природы и не могут быть подавлены и отвергаться без серьезного ущерба для качества жизни человека. Для полного осмысления природы человека необходимо признать их существование и изучать их. Руководством в этом исследовании могут служить традиционные представления о загробной жизни.
В настоящее время существуют яркие клинические свидетельства в пользу положений религии и мифологии о том, что биологическая смерть – это начало существования сознания в новой форме. «Карты» начальных стадий этого существования, содержащиеся в мифологической литературе, оказались необычайно точными. Как бы то ни было, эта древняя мудрость имеет другое непосредственное и поддающееся проверке значение – ее отношение к жизни.
Столкновение со смертью в ритуальном контексте или вызванное эмоциональным или физическим кризисом может в обоих случаях погасить страх смерти и привести к трансформации, то есть к более просвещенному и приносящему удовлетворение образу жизни.
Состояние духовного кризиса у шизофреников, когда в них включается элементы процесса «смерть - повторное рождение», могут при правильном их понимании стать уникальным моментом духовного роста и созидания. Сходным образом опыт смерти и возрождения, вызываемый применением психоделических препаратов, может в некоторых случаях радикально изменить отношение человека к смерти и умиранию, облегчить боль и страдания, привести к духовному прозрению.
Тибетская религиозно-философская традиция усиленно подчеркивает необходимость учиться и готовиться в жизни, чтобы в будущем суметь отличить чистый свет истины от иллюзорных состояний непросвещенного сознания и чтобы смятение, сопутствующее смерти, не помешало сделать правильный выбор. По этой и многим другим традициям человек должен прожить жизнь, постоянно отдавая себе отчет в своей смертности, а его цель и победа в жизнь – сознательная смерть. Такое понимание взаимоотношения жизни и смерти может помочь разрушить негативное отношение к вере в посмертное существование, которое до недавнего времени держало Запад в тесных объятиях.
Статьи и публикации:
Полость рта
Полость рта начинается ротовой щелью, которая ограничена верхней и нижней губами. Она разделяется на преддверие рта и собственно полость рта.
Преддверие рта представляет собой вертикально расположенную щель между губами и щеками с одной ...
Практическая значимость
В результате проведенных исследований был получен посадочный материал: по 28 растений двух сортов спиреи японской, 18 растений туи западной и 17 растений можжевельника казацкого. В настоящее время часть хвойных растений высажена в альпина ...
Изоляция и политипия
Неоднократно в истории человечества популяции и группы популяций оказывались в полной изоляции от остального мира. Мы рассмотрим только биологический аспект изоляции — отсутствие генного потока и миграций извне. С этой точки зрения безраз ...

