Жизнь после смерти
Страница 7

На основании этих данных Муди попытался воссоздать картину типичного опыта посмертного состояния. И хотя его «составная» модель – результат обобщения большого числа опытов, а не отражение действительного индивидуального, она представляет большой интерес для нашего обсуждения.

Умирающий человек достигает высшей точки физических страданий и слышит, как врач констатирует его смерть. Потом он слышит неприятный шум, громкий звон или жужжание и одновременно чувствует, что очень быстро движется через темный узкий туннель. Он внезапно оказывается вне собственного тела, но все в той же обстановке и наблюдает собственное тело со стороны, как зритель. С этой необычной позиции он видит попытки вернуть его к жизни и приходит в смятение.

Через некоторое время он собирается и несколько привыкает к своему новому состоянию. Он замечает, что все еще имеет тело, но совсем другой природы и обладающее иными возможностями, чем оставленное им физическое тело. Потом появляются другие существа. Они встречают его и помогают ему. Он видит духи умерших – родных и друзей, а потом дух, исполненный тепла и любви, не похожий ни на что, виденное ранее, - светящееся существо – появляется перед ним. Это существо без слов задает ему вопросы, помогает оценить жизнь, показываю в течение мгновения ее важнейшие события. В некий момент человек ощущает свое приближение к какой-то границе или барьеру, очевидно отделяющим земную жизнь от следующей за ней. Тем не менее оказывается, что он должен вернуться на землю и что время его смерти еще не пришло. Захватывающий опыт неземной жизни заставляет его сопротивляться возвращению. Он переполнен чувством радости, любви и мира. Несмотря на все это, он каким-то образом воссоединяется с физическим телом и продолжает жить.

Позже он пытается рассказывать о происшедшем, но встречается с рядом трудностей. Во-первых, человеческий язык оказывается непригодным для описания неземных событий, а во-вторых, окружающие относятся к этим рассказам с недоверием и насмешкой, так что он оставляет свои попытки. Все же этот опыт оказывает глубокое влияние на его жизнь, особенно на представление о взаимоотношении смерти и жизни.

Замечательны параллельные места в исследованиях Муди и описаниях загробной жизни в эсхатологической литературе, особенно состояний Бардо в Тибетской Книге мертвых. Сходные, если не идентичные, элементы наблюдаются и во время психоделических сеансов, когда субъект переживает столкновение со смертью в рамках процесса «смерть – повторное рождение».

Сравнительное изучение представлений о загробной жизни у разных народов и в разных религиях открывает их глубокое сходство. Это сходство прослеживается даже в тех случаях, когда до складывания эсхатологических верований их носители не имели доказанных контактов. Весьма примечательно совпадение некоторых тем, особенно общность двух важнейших полярных образов загробной жизни: обители праведников – неба, или рая, и места пребывания грешников – ада.

Основные эмпирические черты рая и ада всегда одинаковы: бесконечная радость и счастье рая и бесконечные муки ада, хотя формальная сторона этих представлений изменяется в широких пределах от конкретных образов, напоминающих во всех важных проявлениях земное существование, до совершенно абстрактных метафизических построений.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Статьи и публикации:

Характеристика пиявки
Пиявки (Hirudinei) - отряд класса кольчатых червей. Тело удлиненное или овальное, более или менее сплющенное в спинно-брюшном направлении, ясно разделенное на мелкие кольца, которые в числе 3 - 5 соответствуют одному сегменту тела; в коже ...

Роль мембран и их разнообразие
Мембраны играют ключевую роль как в структурной организации, так и в функционировании всех клеток - прокариотических и эукариотических, растительных и животных. Мембраны формируют внутриклеточные компартменты, с их помощью происходит разд ...

Общие аналитические признаки фитоценоза: встречаемость, жизненность (виталитет), фенофаза, феноспектр, аспект. Методы их учета. Понятие о проективном покрытии, ценокванте
Наиболее простым показателем пространственного распределения вида является его встречаемость , метод изучения которой разработан К. Раункиером. Для оценки встречаемости вида в ценопопуляции регулярно или в случайном порядке закладывается ...

Разделы