В контексте нашей прагматической философии, превозносящей успех и материальное благосостояние, старость и смерть рассматриваются не как неотъемлемые части жизненного процесса, а как поражение, болезненное напоминание об ограниченности нашей власти над природой. Неизлечимо больной и умирающий человек в нашей культуре считается проигравшим, и так же считает он сам. TTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTT
Современная медицина полностью полагается на достижения техники и сверхспециализированную аппаратуру, утратив холистический подход, характерный для народной медицины. В отношении к умирающему преобладает стремление, во что бы то ни стало победить смерть или отсрочить ее приход. В этой борьбе за механическое продолжение жизни очень мало внимания уделяется тому, как пациент проводит последние дни, его психологическим, философским и духовным потребностям. Престарелых и умирающих удаляют из семьи и из повседневной жизни, помещают их в дома престарелых и больницы, где осмысленное человеческое общение заменяется изощренной технической мишурой: кислородными палатками, колбами и трубками для вливания и т.д.
Не только современные религия, философия, социальная структура и медицина не могут предложить средства для облегчения душевных страданий умирающего. До недавнего времени даже психологи и психиатры поддерживали атмосферу всеобщего отрицания и запретов, окружавших смерть. Противостояние смерти – полный биологический, эмоциональный, психологический и духовный кризис – оказывалось, пожалуй, единственной жизненной ситуацией, где была недоступна компетентная психологическая помощь. Специалисты в области душевного здоровья с педантичным вниманием к деталям занимались множеством несущественных проблем, систематически уклоняясь от исследований опытов умирания.
Хотя в настоящее время положение вещей далеко от идеала, в последнее время произошли изменения в области знаний о смерти и в отношении к ней. Начало этого процесса было в значительной мере связано с работой американского психиатра, швейцарки по происхождению, Элизабет Кюблер-Росс и с ее книгой «О смерти и умирании». В дополнение к своей всемирно известной деятельности по облегчению эмоционального состояния умирающих доктор Кюблер-Росс сумела пробудить позитивный интерес к опыту, связанному со смертью. Другое важное направление танатологических исследований развивалось независимо в области психоделической терапии раковых больных. Было показано, что вызванные ЛСД переживания смерти и повторного рождения и мистические состояния сознания могут изменять отношение пациентов к жизни и смерти и смягчать страх перед смертью. Результаты современных исследований смерти и умирания в значительной мере подтвердили общие положения эсхатологических систем не-западных культур. Это вызвало новый интерес и признание Западом древнейших и восточных религий и философий. Становится очевидным, что эти системы верований основаны на глубоком понимании человеческого разума и необычных состояний сознания, на знаниях о наиболее универсальном аспекте человеческого бытия, и поэтому они имеют огромное значение для всех нас.
Первое серьезное изучение опыта смерти было предпринято в девятнадцатом веке известным швейцарским геологом Альбертом Хеймом, который в течении нескольких десятилетий собирал наблюдения и свидетельства людей, переживших серьезные несчастные случаи и связанные с ними мистические переживания. Впервые Хейм опубликовал свои открытия в докладе на съезде Швейцарского Альпийского клуба в 1892 году. Он сделал заключение о том, что субъективный опыт близости смерти удивительно сходен в 95% случаев, независимо от сопутствующих обстоятельств. Умственная деятельность сначала резко ускоряется и обостряется. Восприятие событий и предвидение исхода обычно бывают вполне отчетливыми. Время необыкновенно растягивается, а люди действуют с быстротой молнии и в полном соответствии с реальными обстоятельствами. Как правило, за этой стадией следует внезапный обзор жизни.
Статьи и публикации:
Горизонтальная структура (сложение) фитоценозов. Микрогруппировка. Понятие
о ценоячейке, фитогенном поле. Индекс напряженности фитогенного поля древесных
видов. Типы (варианты) мозаичности. Характер
Регулярное распределение особей растений в пределах одной ценопопуляции – крайне редкое явление. Так же редко можно встретить и регулярное или случайное распределение ценопопуляций в фитоценозе. Все это приводит к тому, что горизонтальная ...
Материалы проекционной анатомии, рассматривающей проекцию границ отдельных
органов на наружную поверхность тела, что обеспечивает знание не анатомического
препарата, а живого человека. Особую важн
5. Материалы по спортивной морфологии, позволяющие узнать строение организма спортсмена. Важность их очевидна. Чтобы рекомендовать занятия спортом, надо знать, какие изменения происходят в организме человека в процессе и в результате эти ...
Взгляды на эволюцию после Дарвина
Неоламаркизм: сторонники автогенетических концепций
«Батмогенез»(Э. Коп). Движущая сила, – батмизм или сила жизни, – энергия, присущая живому. Прогрессивная эволюция происходит путем акселерации (появление признака раньше в онтогенезе, ч ...