Биология » Основные понятия анатомии и физиологии человека » Память. Теория памяти. Возрастные особенности памяти. Тренировка памяти

Память. Теория памяти. Возрастные особенности памяти. Тренировка памяти
Страница 1

Память – это отражение непосредственного и прошлого опыта человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений.

Сохранение – процесс активной переработки, систематизации материала, овладение им.

Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Различия заключаются в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, а воспроизведение – в отсутствие объекта.

Запоминание может быть непроизвольным (ненамеренное, когда человек не прилагает усилий, так запоминается то, что связано с деятельностью, ее основным содержанием) и произвольным (характеризуется наличием сознательной цели – запомнить материал).

По другому признаку – характеру связей – запоминание делится на механическое и осмысленное. Механическое основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения. Осмысленное – основано на установлении смысловых связей с уже известным материалом и между частями данного материала. Более быстрым и прочным является осмысленное запоминание, однако в учебной деятельности нельзя обойтись без механического.

Сохранение изученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше.

Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее всего, затем оно идет медленнее.

Иногда при сохранении наблюдается реминисценция, когда отсроченное на 2-3 дня воспроизведение оказывается лучше, чем непосредственное после заучивания. С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания наступает торможение, а затем оно снимается.

Забывание может быть частичным. Оно проявляется в невозможности воспроизвести, но возможности узнать. Усвоенным можно считать только то, что воспроизводится.

Прочность сохранения обеспечивается повторением, предупреждающим угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно быть разнообразным, иначе снижается интерес к заучиванию и мысленная активность, что является неблагоприятным условием для прочного сохранения.

Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением затруднений, требующих волевых усилий, называется припоминанием.

Физиологическая основа узнавания и воспроизведения – оживление следов прежних возбуждений в коре головного мозга. Оживление следа возбуждения может происходить и при второсигнальных раздражителях: объяснение, слово учителя, подсказка и т.д.

Выделяют три этапа:

· первый – от органов чувств нервные импульсы поступают в кору больших полушарий и задерживаются там на несколько секунд для анализа – оперативная память

;

· второй – часть информации в процессе анализа переводится в первичную память

;

· третий – информация через промежуточные инстанции, а иногда непосредственно, переходит из первичной памяти во вторичную

. (30 сек.)

Проявляются все виды памяти в двух формах: логической

(оперирует понятиями) и образной(оперирует представлениями – зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, двигательная).

Качества памяти: скорость (количество повторов для запоминания определенного объема материала), точность (количество правильно воспроизведенной информации), прочность (возможность воссоздать через 2-3 дня).

Память развивается с течением жизни, как количественно, так и качественно. Ее становление и формирование связаны с развитием нервной системы и зависят от условий воспитания и обучения, от особенностей различных видов деятельности.

В младенческом возрасте память связана с органическими потребностями: ребенок узнает мать, которая его кормит, бутылочку и т.д. В дальнейшем память формируется в связи с развитием отношений ребенка с внешним миром. Овладение ходьбой расширяет круг запоминаемых ребенком предметов. С появлением речи развивается словесная память. К 3 годам ребенок запоминает до 800-1000 слов.

Более других у ребенка двух-трех лет развита образная память.

У дошкольников очень быстро развивается словесная память: они легко запоминают стихи, считалки и т.д. В основном память у дошкольника непроизвольная. Ребенок этого возраста еще не умеет ставить перед собой цель – запомнить или припомнить.

К концу дошкольного возраста развиваются зачатки произвольной памяти. Он начинает использовать приемы запоминания (механическое повторение).

Страницы: 1 2

Статьи и публикации:

Изменения сердечно-сосудистой системы у спортсменов
Сердечно-сосудистая система своими функциями обеспечивает двигательную деятельность человека. При усиленной и длительной мышечной работе предъявляются повышенные требования к дея­тельности сердца, что приводит к некоторым морфологическим ...

Трансфитогенные (трансабиотические) взаимоотношения между растениями. Типы и их характеристика
Микориза – симбиотические отношения м/у высшими раст. и грибами. Суть была установлена Каменским, что подъельник не может развиваться из семян в отсутствие опр. вида гриба в окр. среде. Для высш. растений, на корнях кот. поселяются гриб ...

Грибы-симбионты
Микоризные грибы (от греч. mykes - гриб, rhiza - корень) образуют симбиоз с высшими растениями. Микориза - очень интересное и уникальное явление в природе: абсолютно разные по строению и способу жизни организмы объединяются, оказывают дру ...

Разделы